Ты мог бы ради другого пойти на смерть? Сегодня. И завтра. И каждый день? А она идет. И это без пафоса. Это ее жизнь, ее долг здесь, на земле – врачебный, профессиональный, но главное, человеческий… Потому что можно и отвернуться от этой страшной ситуации, подумать о себе, уйти, но тогда кто? Кто станет на пути смертельной инфекции?
И она не ушла…
Десятый ребенок в многодетной семье, она росла как цветочек, оберегаемый всеми и любимый, и любовью этой с детства наполнена каждая ее клеточка…
Окончив мединститут и став врачом, Сауле Аймухаметовна Жуматаева легких путей не искала, за чужими спинами не пряталась, да ее и не спрячешь. Профессионализм, глубокие знания и доброе сердце выделяли ее сразу. Открыта всем, сострадательна, немногословна, она готова любую возможность использовать, только бы помочь, только бы спасти.
Самое горькое ее воспоминание – это смерть коллеги. Слезы не просто душили, все в ней остановилось, она умирала рядом.
Были и счастливые минуты, звездные, когда удалось спасти человека с 90-процентным поражением легких…
Выбрав с первых шагов в профессии самый опасный и трудный участок – работу в инфекции, она вскоре стала заведующей, а затем и главным инфекционистом области, консультируя все мед-организации, обладая непререкаемым авторитетом.
COVID-19, страшная смертельная инфекция, застала весь мир врасплох. Было страшно везде, и здесь, в глубинке, – не менее, а может и более, чем в крупных городах. Испугались многие, многие ушли, она ни на кого не обижалась. Отделение формировала заново, а тем, кто остался, была по-человечески благодарна…
С момента появления первого пациента с коронавирусной инфекцией и до сих пор каждый день она идет в «красную» зону, обходит палаты, консультирует, корректирует лечение, выслушивает каждого, помогает, борется до последнего… И все чаще побеждает.
Наработан огромный опыт, удается спасать тяжелобольных, но и коварная инфекция становится опаснее, бьет в самые слабые места в человеке. Смерть всегда ходит рядом. А это значит, что нельзя расслабляться, надо идти на опережение.
Многие лекарства, в том числе противовирусные, не оправдали себя, и она во всеуслышание говорит о том, что не надо их применять, находит те, что дают эффект, и включает их в лечение.
— Конечно, было очень тревожно, инфекция новая, неизученная, высоко контагиозная, смертельная, — вспоминает она. — До пандемии проводились тренировочные занятия, мы надевали противочумные костюмы, отрабатывали алгоритмы действий, но реальность, с которой столкнулись, шокировала. Заявления о нежелании работать в инфекционном центре написали практически все санитарки. Остались мои надежные соратники, медсестры Кожгалиева, Тукеева, Веселовская, Абилгазина. Пришли на помощь ребята, студенты медакадемии.
На вопрос о том, боялась ли она сама и как реагировали на выбранный ею рисковый путь родные, ответила, что страх остался где-то позади. Осталось одно – ежеминутное желание помочь, спасти, и только. Устав за нее переживать, подставила плечо старшая сестра Мауария, врач-пульмонолог-аллерголог, и… пришла к ней работать в «красную» зону. Такая вот получилась забота. Ибо знали все, что отговаривать бесполезно, да и кто тогда вообще будет спасать людей?
Как находила силы справляться со стрессами и нагрузками, будучи 24 часа на связи, ведя онлайн-консультации, выезжая подчас к самым тяжелым по всему региону, каждый день входя в палаты к больным коронавирусом? Как верующий и богобоязненный человек, читает молитвы, говорит с Всевышним и просит за своих больных. Знает, вера – это сила… Снять стресс помогает и йога.
Очень обрадовалась, когда в кратчайший срок, за два месяца, по решению Правительства страны и при поддержке акима области была отстроена новая модульная инфекционная больница на 200 коек для лечения больных с коронавирусной инфекцией. Как же она помогла! Поток больных нарастал, размещать, да еще и в соответствии со стандартами, было все тяжелее. Режим же работы в новом учреждении был направлен на полную изоляцию больных и создание наиболее комфортных условий для лечения.
Центр инфекционных заболеваний оснащен современным оборудованием, томографом, кислородной станцией, позволяющей подвести кислород к постели каждого больного, есть автоматизированный дезбарьер для обработки транспорта. А главная особенность центра – система вентиляции и фильтрации воздуха, которая сводит к минимуму риск заражения больных и персонала. Зараженный воздух из палаты проходит через фильтры и обеззараживается, выходя в атмосферу абсолютно безопасным.
Все это дало возможность эффективнее противостоять вирусу. Но не настолько, чтобы его победить. Победа, увы, может быть только одна – вакцинация. Так устроен этот страшный враг.
Человечество переживало немало эпидемий, на нашу долю выпала эта – чудовищная, массовая, смертельная. Никто не думал, что она будет столь продолжительной и столь жестокой. Средство против нее лишь одно – массовая вакцинация, и когда мы все это поймем, мы победим. Увы, пока достучаться до многих не удается. Хотя все просто и понятно с давних времен.
— Любая вакцина создает иммунологическую память, — рассказывает Сауле Аймухаметовна, — поэтому даже при попадании патогена вируса в организм при вакцинации он выдает свою защиту, и заболевание развивается в более легкой форме или не развивается вообще. Точно так же «работает» вакцинация от оспы, кори, дифтерии, столбняка, коклюша, туберкулеза.
Ох, как важно это понять сегодня всем и каждому, чтобы остановить пандемию! Люди давно не сталкивались с вирусами так близко и массово. Может, еще и поэтому они столь недоверчивы, не понимают элементарных вещей, давно прописанных во всех учебниках медицины. Спастись от массовой инфекции можно только массовой вакцинацией. Как же хочется достучаться с этим призывом до каждого!
Я читала послание одного зарубежного врача, который назвал тех, кто может, но не вакцинируется, убийцами и даже отказался их обслуживать. Это, конечно, резко, но доктора можно понять. Терпение многих врачей на пределе. Они идут в «красную» зону, рискуют жизнью, хоронят коллег и родных, а кто-то при этом игнорирует простые вещи, не хочет взять, что называется, «ноги в руки» и пойти в прививочный пункт!
Завершая наш разговор, моя собеседница не преминула еще раз напомнить о том, что не надо заниматься самолечением, распространяя инфекцию на своих близких, а сразу обращаться за медицинской помощью! И… продолжать всем носить маски. Почему? Потому что частицы влаги из дыхательных путей зараженного человека оказываются в воздухе, а затем – на слизистых здорового. И не обязательно при этом носителю вируса чихать или кашлять, достаточно просто дышать рядом, говорить или петь. Стоит также помнить, что инфицированный человек может быть опасен за несколько дней до проявления у него симптомов коронавируса. Более того, они могут и вообще не проявиться, но заражать всех рядом он будет.
Сауле Аймухаметовна не устает это повторять снова и снова, везде и всюду. Считает, хоть так сможет убедить – пусть даже лишь единицы поймут, придут, вакцинируются и этим спасут чью то жизнь… Ее упрямство и настойчивость граничат с подвижничеством. Она, словно зовущий за собой Прометей, – только бы спасти, только бы помочь, не потерять еще одну жизнь…
Прощаясь, я спросила, в чем секрет ее открытости, сострадательности, милосердия? Пожав плечами, ответила просто: что и сама, и своих сотрудников призывает относиться к попавшим в беду людям, как к своим родным. Она твердо считает, что эпидемию победит только человечность, когда один станет стеной за другого. Иначе, по ее мнению, не может и быть. Ведь мы – люди!
Александра МЯКОТА.